Воспитание навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

Практика говорит о том, что работу по воспитанию навыков самообслуживания у детей, оказавшихся в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания следует начинать с первого дня пребывания детей в группе. Поэтому воспитатели группы «Солнышко»,заранее обговариваютс младшими воспитателями единые требования к тому, какие правила обязательно нужно объяснить детям.

Особая роль в воспитании навыков самообслуживания принадлежит игровым приемам. Используя их, мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом сюжетным и дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Заплети косичку кукле», «Оденем куклу на прогулку», «Катя умывается», «Мишка в гостях у Маши» и т.п.). В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя навыки пользования бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением навыков самообслуживания: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. В формировании у детей навыков самообслуживания, большую помощь воспитателям оказывают художественные произведения: рассказы Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша», С. Капутикян«Маша обедает», сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха» и другие, которые ребята с удовольствием слушают и просят прочитать вновь и вновь. После сна обыгрываем потешку «Водичка, водичка, умой моё личико», во время сборов на прогулку, читаем детям короткие стихи, потешки: «Маша варежку одела» или «Шапка и шубка – вот и Мишутка».

Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Мы отмечаем успехи детей, хвалим тех, кто прилагает достаточные усилия, а недостатки в своем внешнем виде либо пытается устранить сам, либо обращается за помощью к взрослым. Положительная оценка действиям ребенка дает ребенку чувство радости и подкрепляет его уверенность в том, что он может и умеет делать.

В процессе работы, приучая ребенка к самообслуживанию и другим видам труда, обязательно учитываем его индивидуальные особенности. С одним ребенком достаточно побеседовать, указать на чей-то пример, напомнить, а с другим надо быть более решительным инастоять на выполнении поручения или просьбы.

Мы не только учим детей умываться, одеваться и раздеваться, аккуратно есть, но и приучаем к посильному труду. Наши детки умеют убирать игрушки, помогают мыть кубики, учатся самостоятельно заправлять кровать, выполняют не сложные поручения. При этом мы всегда придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, он должен выполнять.

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Повторность режимных процессов, постоянство и единство требований обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Воспитатель Коренева Елена Владимировна

Author: Редактор

Share This Post On