Внимание! Синдром «выученной беспомощности»

Важнейший момент нормального психического развития ребенка — совместная деятельность с взрослым. Без взрослого ребенок не только плохо развивается, но вообще никогда не станет человеком, а будет лишь человекоподобным животным. Это очень важно: у новорожденного есть лишь врожденные потенции к развитию психики, но раскроются или не раскроются те задатки, которые заложены до рождения, зависит только от человеческого общества и от конкретных воспитателей, т.е. от нас с вами.

Когда ребенку создают комфортные условия и от него не требуется никаких собственных усилий (пища вкладывается в рот, обеспечивается тепло, сухость и т.д.), он не развивается.

В определенной степени для развития нужны дискомфорт, стрессы.

Реакция на стресс, в зависимости от его силы, имеет три фазы, которые соответствуют трем фазам так называемого адаптационного синдрома: реакция тревоги, фаза сопротивления и фаза истощения. Первая фаза стресса заставляет ребенка активно действовать, вторая в небольших дозах тоже полезна, а вот третья — фаза истощения — просто губительна: она разрушает психику, ломает сложившиеся функциональные связи в мозгу.

У детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. Поисковая деятельность лежит в основе творчества.

 К самой страшной, разрушающей фазе стресса относится так называемая «выученная беспомощность».

 Доказано, что если человек систематически: — испытывает поражение, несмотря на все усилия; — переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; — оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается.

Что такое плач ребенка, на который не реагируют родители, — это опыт беспомощности. Если мы даем детям задания, которые они не в силах выполнить, мы вновь даем им опыт беспомощности. Дети обучаются беспомощности в своих действий. Если один, два, три раза ребенок не смог выполнить задание, то после этого он и не ищет решения.

Особенно тяжело переживается ребенком ситуация, когда он знает, что другие эту задачу  решают. И здесь очень многое зависит от оценки взрослого. Если учитель или родитель говорят: «Я так и знала, что ты не решишь», «Ты все равно никогда не сможешь», — то это обучение беспомощности.

Школьники, получая неудовлетворительные отметки, раз за разом, опускают руки и не желают пытаться снова. Также возникает выученная беспомощность и у учителя, который сталкивается с учащимися, не желающими соблюдать требования и выполнять задания. 

Итак,  из этого следуют, что основные причины выученной беспомощности: — это плохие отметки,  лень, ребенок не видит выхода из данной ситуации.  Из причин вытекают признаки: уверен, что не смогу, мысли: не умею, не могу, и вывод: Я  бездарь.

Проявляется выученная беспомощность у людей, почти так же как у всех животных: псевдоактивность (активность, не приводящая к реальным результатам) либо отказ от деятельности (пассивность, апатия), ступор (заторможенность), деструктивное поведение (в том числе агрессия, направленная на себя), смещение на псевдоцель (вместо подготовки уроков – поесть сладкое или убраться в комнате). 

Сегодня выученная беспомощность считается психозом, от которого страдает от 10 до 20% населения в разных странах.

И возникает вопрос, что нужно делать? Психологи предлагают отвлечь ребенка. На помощь этому могут придти внеклассные занятия. Необходимо занять ребенка тем, что он больше всего умеет. Показать, что он может все, дать уверенность в дальнейших действиях. Так же необходимо дать ребенку выбор в занятии. В ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ. В результате маленькими шажками человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Для профилактики вынужденной беспомощности родителям, воспитателям, психологи дают практически одинаковые советы:

— Реагировать на поступки.

— Реагировать разнообразно, адекватно самому поступку. То есть, за случайное опоздание, за прогул и за обман ребенок должен получать разное наказание.

— Реакция должна быть своевременной. Промежуток между поступком и поощрением или наказанием должен быть минимальным.

Нет идеальных рекомендаций для всех семей и всех детей. Но никто не проводит с вашим ребенком столько времени, сколько проводите с ним вы. Никто не знает его так хорошо. Поэтому слушайте себя и ребенка,  доверяйте вам обоим и бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности»!

Социальный педагог Воронина Н.А.

Статья подготовлена по материалам книги  В.Д. Еремевой, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира»

Author: Редактор

Share This Post On