Из опыта работы воспитателей, направленной на сплочение детского коллектива группы «Солнышко»

Сплочение детского коллектива – это сложный, продолжительный процесс, который заключается в организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

Воспитателю необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решений задач, требующих коллективного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества.

В развитии детского сплоченного коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, направленной на достижение общей цели. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех воспитанников в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников. Поэтому в качестве важнейших средств формирования сплоченного коллектива мы используем разнообразные виды деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) досугово — развлекательная деятельность;

4) художественное творчество;

5) трудовая (ОПТ) деятельность;

6) спортивно-оздоровительная деятельность;

 

Количество форм работы по сплочению детского коллектива бесконечно. В своей работе мы используем беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы, общественно полезный труд, тренинги, ролевые игры, совместную творческую деятельность (создание коллажей дружбы, совместные поделки, плакаты, изготовленные сообща), ситуации совместных переживаний (коллективные поздравления с днем рождения, выражение искреннего сочувствия в проигрыше в эстафете или наоборот в выигрыше своей команды ); организация и проведение общественных, социально-значимых мероприятий, где в процессе общих дел у воспитанников появляется взаимопонимание и взаимовыручка друг друга.

Примеры:

Упражнение «Групповой коллаж» — «Групповой коллаж» предполагает коллективное выполнение воспитанниками творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги (формат одного листа А4) с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Путем группового обсуждения выбирается тема, которая отражает поставленную цель занятия.

Упражнение «Живая картина». Воспитанники делятся на 2-3 команды, состоящие из семи или восьми участников, просят определить тему для своей картины (например, «возвращение домой», «счастливая минута») и затем создать живую картину, в которой они исполняли бы роли ключевых элементов. Затем каждая команда по очереди «представляет свою картину» другим командам и обсуждает, каким образом они выполнили это задание.

Упражнение «Путаница»: целью данного упражнения является сплотить детский коллектив и формировать бережное отношение к своему товарищу, снять эмоциональное и физическое возбуждение. Каждый воспитанник берет за руки двух своих одногруппников, желательно ставить рядом детей, у которых есть недопонимание в общении. Задача — не разнимая рук, распутаться в новый круг. Такое упражнение помогает детям в процессе игры стать более открытыми друг для друга.

Упражнение «Поменяй местами»: Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, есть челка. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим.  По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определение отношении, осознания чувств и т.д.

Упражнение «Построится по…» Воспитанники строятся в линию по любому признаку (рост, вес, цвет волос, веселость, активность, цвет одежды). Такое упражнение помогает осознать подростку первый он или последний — зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

Упражнение «Дракон» Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать хвост. Безопасное помещение.

Одной из главных форм воспитательной реабилитационной работы были и остаются групповые занятия. Групповые занятия являются прямой формой общения воспитателя с детским коллективом в целом.

Проводятся практические занятия, направленных на создание благоприятного микроклимата в группе воспитанников, по темам «О дружбе и друзьях», «Друг в беде не бросит», «Мы – коллектив», «Я и другие» «Я и мои друзья», «Раскрываем секреты настоящей дружбы» и др. В занятиях мы обращаем внимание детей на положительные черты одногруппников, на лучшие поступки товарищей; на поведение ребят: живость, активность.

Все это создает добрую атмосферу в коллективе, заставляет детей тянуться к товарищам, стараться сделать друг для друга и для воспитателя что-то хорошее, приятное, радостное.

 

Воспитатели: Коренева Е.В.

Черникова И.В.

Author: Редактор

Share This Post On